среда, 16 января 2013 г.

Глава 7. Легендарные марки



"Черный пенни"
Никто не предполагал в 1840 году, что марки, выпущенные огромным тиражом - 75 миллионов экземпляров, станут редкостью. Речь идет о двух первых марках мира - "Черном пенни" и "Синем двухпенсовике". В данном случае - о полном листе "Черного пенни", который совершенно случайно был обнаружен в архиве покойного сэра Роуленда Хилла. Сейчас этот уникальный, единственный лист хранится в британской королевской коллекции. Лишь изредка он демонстрируется на крупнейших международных и всемирных филателистических выставках.
Полный лист "Черного пенни" состоит из 240 марок, 20 горизонтальных рядов по 12 марок в ряду, что составляет по номиналу один фунт стерлингов - очень большую сумму для своего времени. Вероятно, именно это обстоятельство и удерживало покупателей от его приобретения. Каким чудом уцелел полный лист, остается только гадать: ведь найден он был приклеенным на стене почтовой конторы. И, несмотря на все предосторожности, при его отделении сохранить оригинальный клеевой слой не удалось.
Вот тут невольно вспоминаешь, что уже в апреле 1840 года, за несколько дней до официального выпуска "Черного пенни" в продажу, полиграфисты фирмы "Perkins, Bacon & Petch" плакались в интервью одной городской газете: "Вот уже пять дней мы занимаемся нанесением клеевого слоя на марки, и трудности, с которыми мы столкнулись, не поддаются описанию". Главным компонентом клея стала смесь картофельного и пшеничного крахмала со столярным клеем. Однако, несмотря на все трудности, свою работу полиграфисты выполнили великолепно... к огорчению последующих поколений коллекционеров, до сих пор не скрывающих сожаления, что единственный в мире лист первой марки не только местами лишен клеевого слоя, но и имеет повреждения бумаги: вот какой "хваткой" обладал клей!
Англичане очень любят и бережно сохраняют свою историю и традиции. Так в филателистической коллекции библиотеки Британского музея, бережно хранятся не только знаки почтовой оплаты, но и многие предметы, имеющие отношение к почтовым маркам. На этом прессе печатались первые почтовые марки Англии. Было сообщение в филателистической прессе, что в музей попали даже ножницы, которыми отделяли "черного пенни" от листа.
Автор "Черного пенни" художник Б. Чевертон, предложивший для рисунка репродукцию гравированного портрета королевы Виктории, подал идею проставить на всех марках миниатюрные буквенные индексы, определяющие местоположение каждой из них в печатной листе.
Например, марка с буквами С и Н находилась на пересечении третьего горизонтального и восьмого вертикального рядов, Печатались марки с 11 печатных форм. Автор и издатели обосновывали свою задумку борьбой с фальсификаторами, считая, что полностью повторить печатную форму будет сложно, а частое появление отдельных марок или пар с одинаковыми буквами выявит фальсификацию.
О "черном пенни" написаны сотни статей и книг. Да и в данной книге, мы уже касались истории его выпуска. В заключении хочется, чтобы вы посмотрели на уникальное почтовое отправление 1840 года. Напомним, что одновременно с "черным пенни" вышли и "конверты Малреди", историю которых мы тоже уже рассматривали. Так вот, 15 мая 1840 года на "конверт Малреди" были наклеены 5 первых марок Англии, и почтовое отправление отправилось в Бостон.



Знаменитые "Маврикии"
Остров Маврикий хорошо знают очень многие, и не только филателисты. Всемирную известность этому небольшому государству принесли две, выпущенные в 1847 году, почтовые марки. Множество статей, которые были опубликованы о них, привели к тому, что слово "Маврикий" стали символом редкости почтовых марок. Итак, как же появились эти легендарные марки.
Остров Маврикий был открыт португальцами в 1505 году, однако в 17 веке перешел под управление Голландии. Тогда же он впервые получил свое современное имя. Именно голландцы назвали его по имени Мориса (Маврициуса) Оранского. В 1715 году остров становится французской колонией с названием Иль де Франс. Естественно, что на острове стал применяться и прочно укоренился французский язык. В 1810 году остров захватывают англичане, и он становится британской колонией и получает свое прежнее название - Маврикий. Естественно, на Маврикии английский язык постепенно стал вытеснять своего предшественника - французский язык.
В 1846 году губернатор острова У.М.Гомм издал указ № 13 о перевозке и оплате почтовых отправлений. По примеру Англии, на Маврикии решено было выпустить свои почтовые марки. Пока шли переговоры об изготовлении марок в Англии, было решено изготовить первый выпуск самостоятельно. И тут за дело взялся известный на Маврикии ювелир и гравер Джозеф О. Бернард. В течение года Бернард работал над печатной пластиной. За это время он забыл содержание одной из надписей на марке. После недолгих размышлений, вспомнив, что на здании почтамта есть надпись "Post office", гравер с легким сердцем перенес ее на марку. Но все имеет свой конец. Работа закончена, тираж напечатан и в сентябре 1847 года марки поступили на почтамт. Обе марки имели тираж по 500 экземпляров.
Несколько ранее события развивались следующим образом. С 15 июля 1847 года в колонии запретили использование французского языка в судопроизводстве. 14 июля, возвращаясь с приема, супруга губернатора была окружена возмущенной толпой, требовавшей отмены этого решения. Страсти накалились до такого предела, что пришлось вызывать солдат. Была создана, как сейчас говорят, согласительная комиссия, которая с большим трудом урегулировала этот конфликт. Для того, чтобы продемонстрировать окончательное примирения сторон на 30 сентября был назначен большой костюмированный бал в резиденции губернатора. Эпизод этого бала изображен на марке Маврикия, выпущенной к юбилею легендарных марок.
Вот тут и пригодились первые почтовые марки Маврикия. Первой покупательницей новых марок стала леди Гомм, жена губернатора. Она наклеивала модные новинки на пригласительные письма, которые рассылала всем влиятельным лицам. Приглашения рассылались 21 сентября 1847 года. Эта дата и считается датой выхода в свет знаменитых "Маврикиев".
До наших времен дошло 3 конверта с приглашениями леди Гомм. Одно из них хранится в коллекции английской королевы Елизаветы II, другое в коллекции Британского музея, а третий конверт, после долгих странствий вернулся в 1993 году на свою историческую родину. 3 ноября 1993 года знаменитый конверт с синим и красным Маврикием был продан с аукциона в Цюрихе.
Вскоре заметили и ошибку гравера. Вместо "Post office" нужно было написать "Post paid" (почтовый сбор оплачен). Марок с данной пластины больше не печатали, т.к. были изготовлены новые пластины с правильным текстом. Коллекционеры узнали об этой интересной марке позднее, и началась охота за ними. В настоящее в коллекциях почтовых музеев и частных коллекционеров находятся 14 экземпляров красного "Маврикия", и 12 экземпляров голубого "Маврикия". Большинство из них находятся на письмах.
И последнее. В 1912 году, в бумагах губернатора, обнаружили пластину, с которой Бернард печатал свои марки. Пластина представляет собой большую ценность. Поэтому, она с большим успехом выставлялась на филателистических выставках. После находки, знаменитая пластина сменила несколько хозяев, один из которых, лондонский торговец Сидней Лодер в Париже совместно с предприимчивыми филателистами сфабриковали некоторое количество новоделов. Эти новоделы эффектно дополнили некоторые коллекции.
Сохранилась и калькуляция на изготовление знаменитых марок, составленная Бернардом собственноручно, и направленная для оплаты. Свою работу Бернард оценил в 59 фунтов 10 шиллингов, однако получил только 10 фунтов 10 шиллингов. Как видно и в те далекие времена практиковались приписки. Номинальная же стоимость выпущенных марок едва превысила 6 фунтов.


Треуголки Мыса Доброй Надежды
Первые марки Мыса Доброй Надежды - мечта любого филателиста. Они были первыми марками Африки и первыми марками необычной треугольной формы. Идея выпустить собственные почтовые марки возникла уже в 1846 году. По этому поводу было издано специальное распоряжение, а лондонская типография "Перкенс, Бэкон & Петч" получила даже заказ на изготовление матриц и печатных форм, который вскоре был аннулирован. В августе 1852 года к заказу вернулись вновь, но проект марок был уже другим. Марки должны были быть треугольными. Существует множество гипотез о необычной форме марок, иногда очень экзотичных. Однако подлинное объяснение носит весьма прозаичный характер. В то время в почтовых отделениях, особенно в глубинке, работало много местных жителей, которые почти все были неграмотны и при сортировке писем не могли отличить внутреннюю корреспонденцию от писем, прибывших из-за границы. Это навело генерального почтмейстера Чарльза Белла на мысль выпустить марки необычной формы, которая бы легко позволяла неграмотным почтовым служащим различать характер почтовой корреспонденции. Белл, сам подготовил эскиз, и заказ оправил в Лондон. Почтовые марки Мыса Доброй Надежды были отпечатаны фирмой "Перкинс, Бэкон & Петч" и поступили в продажу 1 сентября 1853 года. Они сразу приобрели большую популярность.
В 1960 году запасы марок подходили к концу. Очередная готовая партия почтовых марок из Лондона запаздывала, и почтовым властям пришлось заказать небольшую партию в местной типографии "Соул Соломон & Компани". Фирма заказ выполнила, однако ее продукция выглядела довольно кустарно. Однако делать было нечего, и марки поступили в обращение. Среди коллекционеров они получили название "Вудблокс" (деревянная форма). Дело в том, что фирма печатала эти марки с деревянных печатных форм. Следует сказать, что в обращении находились две марки одинакового рисунка, но разных номиналов: 1 пенни - красного цвета и 4 пенса - синего цвета. При сборке печатной формы была допущена ошибка - один элемент четырехпенсовика попал в формы для марок 1 пенни, и соответственно "лишний" элемент марки 1 пенни тоже попал в "чужую" печатную форму. В результате получилась довольно редкая ошибка - имелись обе марки с "чужим" цветом. Для почты и населения это не имело никакого значения, так как неграмотное население ориентировалось на цвет марок.

Тет-беш маркок 4 пенса лондонской типографии.

Тет-беш местного производства с ошибкой. Верхняя марка номиналом 1 пенни ("чужой" цвет), а нижняя 4 пенса с "собственным" цветом.
Известность среди филателистов "Вудблоксов" с ошибкой в цвете мы обязаны двум английским морякам, которые привезли из Кейптауна в 1863 году пакет с гашеными "треуголками". Получив марки в виде лотерейного выигрыша, они решили избавиться от него, и продали все марки молодому Стенли Гиббонсу, который торговал в аптеке отца снадобьями и почтовыми марками. Именно в этом пакете Стенли Гиббонс обнаружил эти уникальные марки. Утверждают, что эта счастливая находка и крупная сумма денег, которую выручил Стенли, положила начало его карьеры и начало известнейшей во всем мире филателистической фирмы "Стенли Гиббонс".


"Перевернутый лебедь"
Нынешний штат Австралийского союза - Западная Австралия - до объединения в 1901 году существовал под таким же названием как самостоятельная британская колония. Здесь протекает река под названием Лебединая. Поэтому первоначально эта территория была известна как Сэттлмент Лебединой реки, а рисунок изящного лебедя стал эмблемой колонии, а затем и штата Западная Австралия. Этот же рисунок украшает и все изданные здесь марки, за исключением знаков с высоким номиналом серии 1902 года, на которых изображена королева Виктория.
Первая марка Западной Австралии в 1 пенни, получившая в филателии название "Черный лебедь", увидела свет в 1854 году. А в 1855 году произошла одна из самых удивительных в истории марок ошибок, создавшая знаменитую филателистическую редкость "Перевернутый лебедь". "Лебединые" марки в 1 пенни тиражом в один миллион были отпечатаны в Англии фирмой "Перкинс, Бэкон & Петч" и доставлены в колонию морем, а два других запланированных номинала в четыре пенса и один шиллинг - было решено напечатать в самой Западной Австралии. Заказ на их изготовление был дан правительственному печатнику Самсону. Для печатания марок в четыре пенса синего цвета, которые получили впоследствии, имя "Голубой лебедь", Самсон использовал литографский камень. Рисунки наносились на камень в два приема: сначала - лебедя, а затем уже рамки. Во время этой процедуры и была допущена ошибка: один рисунок рамки был наложен вверх ногами. Известно, что таким образом было отпечатано два полных листа марок с ошибкой. Хотя перевернута была рамка, марка получилась с перевернутым лебедем. Этот случай - единственный в своем роде, учитывая, что рисунок и рамка были выполнены в одном цвете. Ошибка была обнаружена и при печатании следующей партии марок исправлена. Однако филателисты вариант "Перевернутого лебедя" открыли лишь в 1871 году. Их сегодня найдено 16 экземпляров с ошибкой - все прошедшие почту. Один из них имеет интересную историю.
Он был обнаружен много лет назад в Ирландии школьником, который увидел эту необычную марку в коллекции своего учителя. Она привлекла внимание мальчика, но хитрец не выдал своего интереса, а рассказал о марке богатому филателисту герцогу Лайнеру. Герцог дал предприимчивому мальчику 16 долларов, чтобы приобрести марку у учителя. Школьник купил ее и был вознагражден большим количеством марок из дубликатов герцога. После смерти коллекционера "Перевернутый лебедь" нашел свое место в дублинском музееще один экземпляр марки находится в Королевской библиотеке лондонского Британского музея: в коллекции марок, собранной бывшим вице-президентом лондонского королевского филателистического общества Томасом Тэплингом, который завещал ее музею в 1891 году. Естественно, что сохранившиеся марки "Перевернутый лебедь" высоко ценятся филателистами. На аукционе в Сиднее в 1981 году экземпляр такой марки был продан за 100 тысяч долларов.
В начале 80-х годов в Австралии был найден литографский камень, использовавшийся для печати "Голубого лебедя" номиналом в 4 пенса. Австралийский коллекционер обнаружил его на старом складе. Камень был отправлен в Сидней на выставку, а затем на постоянное хранение в столицу Западной Австралии город Перт.
В 1996 году в Австралии вышла телефонная карточка с изображением знаменитого "Перевернутого лебедя". Таким образом, 10 тысяч владельцев карт могут полюбоваться на знаменитую марку в своей коллекции, пусть и не филателистической.


"Тифлисская уника"
Начиная с 1845 года, резко увеличились объемы корреспонденции, проходящей через Тифлисскую городскую почтовую контору. Однако, несмотря на увеличение времени, отведенного почтой для приема денежных пакетов, писем и посылок, многие клиенты все же оставались недовольными.
В рапорте наместнику управляющий почтовой частью на Кавказе и за Кавказом И. И. Назоров 13 января 1848 года сообщал: "Некоторые из корреспондентов, теряя терпение при выжидании очереди для записи своих писем и посылок в подавательскую книгу, с ропотом возвращаются с оными и вынуждаются посылать с оказиею, через что казна терпит ущерб".
Возникла необходимость создать в Тифлисе городское почтовое отделение в помощь губернской почтовой конторе. Открытое в Тифлисе с 1848 года городское почтовое отделение тогда еще не пересылало корреспонденцию из одной части города в другую. Но к 1857 году происходят большие перемены в жизни города. Тифлис того времени - провинциальный город, но очень оживленный. Здесь резиденция наместника Кавказа, здесь пересекаются торговые и военные пути, через город идут войска (идет Кавказская война), едут офицеры и чиновники. Официальные инстанции, организуют, обеспечивают потоки людей и грузов. Десятки торговых контор работают на подряде у армии и тыла. Понятно, что поток документов и переписки был велик. Связь посыльными уже никого не удовлетворяла, и дальнейшее развитие городской почты стало необходимостью.
10 апреля 1857 года наместник на Кавказе князь А.И.Барятинский назначает нового управляющего почтовым округом на Кавказе и за Кавказом. Им стал энергичный чиновник Николай Семенович Коханов. Первым мероприятием нового управляющего было создание городской почты на базе существовавшего там городского почтового отделения. За короткий срок подготавливаются "Правила для городской почты в Тифлисе и развозки на дом журналов и газет", которые 14 июня 1957 года утверждаются наместником. А с 20 июня внутри города и с 15 июля между Тифлисом и Коджорами (летняя высокогорная резиденция наместника кавказского) начинает действовать городская почта.
Для оплаты писем и пакетов были введены специальные 6-копеечные почтовые марки, названные тогда "бумажными штемпельными печатями, имеющими свойства облатки", причем для почтового отправления по городу требовалось наклеить одну марку ("штемпельную печать"), а для пересылки в Коджоры (или обратно) - три.
Оплаченные марками ("штемпельными печатями") письма и пакеты либо сдавались на почту, либо опускались в почтовые ящики, установленные для этой цели в различных местах города и в местечке Коджоры. Пригласительные билеты и визитные карточки должны были сдаваться только в городское почтовое отделение с записью в особые реестры и оплачиваться наличными деньгами. В "Правилах", к сожалению, ничего не сообщалось о способе гашения марок.
Итак, Коханову потребовалось всего два месяца, чтобы организовать городскую почту. Если принять во внимание, что в течение того же времени были изготовлены и почтовые марки, то становится ясно, сколько энергии приложил Коханов для осуществления этого нововведения.
В такие сжатые сроки у организаторов, конечно, не было достаточного времени для тщательной подготовки рисунка будущих марок. По эскизу гравер изготовил клише, с которых в типографии наместника рельефно были отпечатаны бесцветные марки. Тифлисские марки печатались, вероятней всего, полосками по 5 штук в листе. Вот почему продажа тифлисских марок, установленная "Правилами", была определена в количестве не менее 5 штук одновременно. В тот период марки не могли быть отпечатаны большими листами из-за отсутствия в России мощных типографских прессов для рельефного оттиска.
Разница между стоимостью и тарифом, установленным для писем, отправляемых внутри города, была в одну копейку. В цену марок был включен сбор за их изготовление. Почтовая история "Тифлисской уники" началась. Однако была она очень недолгой, т.к. вскоре были введены в обращение общегосударственные марки России.
Короткое время обращения тифлисских марок и небольшой тираж сделали ее одной из самых редких марок мира. Впервые наши филателисты смогли воочию увидеть марку тифлисской городской почты на всемирной выставке "Москва-97". Приехала марка не из Тбилиси, а из Швейцарии. Привез их (марок было две) известный швейцарский коллекционер Збигнев Микульский. Доставлены они были, как величайшая ценность, и на выставке заняли место в "Почетном классе", то есть там, где размещаются редчайшие марки мира и где выставлены коллекции английской королевы Елизаветы II и принца Монако Ренье III. По данным З.Микульского сегодня известны всего три такие марки. А появление ее на аукционе рассматривается как мировая сенсация, о которой сообщают многие филателистические журналы.
До сих пор идут споры специалистов о классификации "Тифлисской уники". Известный коллекционер почтовых марок России М.Липшюц относил тифлисский выпуск к категории провизориев или местных выпусков. С.Блехман считал ее как первую государственную марку России, И.Брауштейн - как марку земской почты, П.Лавров - как полуофициальным местным выпуском, К.Бернгард - первым выпуском городской почты Тифлиса.
О марке городской Тифлисской почты написано немало. Любая книга по филателии не обходится без информации о ней. Однако во всех источниках приводится одна и та же иллюстрация. И это объяснимо - данная марка очень большая редкость и ее мало кто видел. Тем приятнее возможность показать ее во всей красе.
Любая редкая марка - предмет гордости ее владельца. Естественно, что появляются копии этой марки. Редкость же Тифлисской марки можно подчеркнуть тем, что существуют несколько копий, изготовленных в 19 веке, но которые очень отличаются друг от друга. Таким образом, можно сделать вывод, что марка была недоступна даже для автора Парижской копии, появившейся в 1870-1880 годах. Авторы же второй копии, изготовляли ее, по-видимому, имея перед собой тот самый схематичный рисунок, о котором мы уже говорили. Впрочем, смотрите сами. А окончательные выводы делать пока еще не будем.

Парижская копия

Парижская копия (черно-белый вариант)

Комментариев нет:

Отправить комментарий